"Что такое компетенции?"

Информация о компетенциях  полезна не только  соискателям в активном поиске работы. Если вы только задумываетесь о смене работы,  мы рекомендуем вам  эту статью. 


Как часто мы задумываемся  о том, что конкретно помогает нам достигать личного результата в занимаемой должности? И можем ли с ходу, быстро и лаконично ответить на этот вопрос?

Рекрутеры часто спрашивают на собеседованиях о компетенциях и важно быть готовыми к таким вопросам. Почему  важно? 

Четкие ответы на вопросы  о компетенциях транслируют глубокое понимание вами вашей профессии и вас самого, как специалиста. Вы знаете все о себе: свои сильные и слабые стороны. Вы управляете своим личным результатом. 

Обратимся к  определению.

Компетенции — это способность специалиста решать определённый класс профессиональных задач.

Другими словами компетенции - это наши помощники, внутренние ресурсы. Наш опыт, знания, навыки. Наша интуиция, талант, харизма.


Рассмотрим, какие бывают компетенции и как их удобно классифицировать: 

 

Интеллектуальные компетенции:

- Умение  добыть любую  информацию, которая необходима для выполнения задач;

- Способность извлекать  полезную  информацию из опыта коллег и руководителя;

Способность  разложить на составные части любую проблему,  определить причины, по которым  проблема возникла;

Умение извлекать  точную числовую и статистическую информацию из разных источников, осмысливать ее и правильно воспроизводить;

Привычка проверять  выявленные факты, быстро определять их минусы и плюсы,  устанавливать причины преимуществ и недостатков;

Способность придумывать необычные идеи, разрабатывать оригинальные предложения;

- Мастерство устанавливать  приоритеты и предвидеть любые изменения в работе;

Возможность видеть  далеко идущие последствия и всевозможные связи между событиями;

Осведомленность о ситуации в организации и способность, исходя из этого,  выявлять проблемы, опасности и новые возможности. Понимание, какой эффект могут  дать те или иные последствия в данной организации, в конкретном случае;

Информированность о событиях и изменениях, которые  происходят вовне компании. Способность сравнить с другими предприятиями  и  определить потенциально сильные и слабые стороны своей организации. Способность видеть влияние внешних факторов на свои решения и понимать, к  каким  последствиям все это может привести;

Умение вовремя  выявлять недостаточность собственной профессиональной подготовки и критически оценивать свои  личные возможности. При этом, постоянно пополнять и  эффективно использовать  новые знания в работе. Стремление к достижению уровня эксперта;


Личностные компетенции:

 - Способность  максимально быстро и самостоятельно адаптироваться (ориентироваться)  в новой (стрессовой) обстановке и оставаться при этом продуктивным;

- Опора на свое личное мнение и убеждение (не мнение большинства);

Правдивость, честность, доверие. Умение придерживаться  в сложных ситуациях своих принципов;

Сохранение спокойствия, уверенности и эффективности  в стрессовой ситуации при решении трудных задачи, или подвергаясь давлению со стороны собеседника;

Сохранение силы духа - на обиды и несправедливые замечания негативным поведением не отвечать;

Внимательность, четкость и аккуратность  при работе с детальной информацией, хранение информации в порядке;

Высокая самоорганизация своего времени и ресурсов;

Стремление изменить ситуацию к лучшему, предвосхищать события, помогать внедрять новое;


Коммуникативные:

 - Способность свои  мысли и идеи формулировать  ясно и лаконично;

 - Способность внимательно и бесстрастно слушать, создавая при этом такое впечатление: запоминаю и учитываю все ключевые моменты;

 - Способность говорить свободно, громко, четко и внятно. Обладание хорошей дикцией;

 - Умение отлично воспроизводить информацию (давать обратную связь четко,  конкретно, лаконично);

   

Межличностные компетенции:

 - Умение быстро достигать взаимопонимания с коллегами, руководителем,  клиентами;

Способность убеждать других в своей точке зрения, приводить логичные и убедительные доводы;

 - Умение понимать эмоции и чувства других людей, их настроение;

 - Навык видеть и учитывать интересы других людей и действовать с учетом выигрыша всех сторон, которые участвуют в коммуникации;

 - Способность быть  гибким в ходе дискуссии, находить компромиссы и, при необходимости, пересмотреть  свою позицию (если тому есть объективные причины);

 - Умение настоять на своем, взяв, при этом, ответственность за ситуацию на себя;


 Лидерские компетенции:

 - Умение распределять задания между подчиненными так, чтобы достичь своевременного и качественного результата;

 - Навык четко делегировать  полномочия – понимать,  что может быть сделано другими, и что следует сделать самостоятельно;

  - Возможность быстро и качественно  контролировать и оценивает результаты работы сотрудников, а в случае необходимости помогать им и давать обратную связь;

 - Талант вдохновлять других  на достижение целей в тех  задачах,  которые невозможно решить без энтузиазма;

 - Умение побуждать к развитию других,  как непосредственно на работе, так и с отрывом от нее;

 - Понимание важности риска и открытость новому и неизвестному, если новые и рискованные идеи и шаги  обещают значительные улучшения ситуации; отсутствие панического страха перед неизведанным;

 - Готовность,  принимая любые решения, брать на себя ответственность за их результат;

 - Чутье в бизнесе (интуиция в управлении);

 - Энергичность и способность работать в высоком темпе и ритме, не оставляя по возможности горы нерешенных задач;

Демонстрирование  непоколебимого стремления к достижению целей и решительного устранения препятствий;

Постоянный поиск  и  готовность  взять на себя новые обязанности или дополнительную работу;


Разложив  тему компетенций по полочкам, она уже не кажется такой размытой? 


Уважаемые соискатели, желаем  развития  навыков, о которых вы мечтаете и надеемся, что эта статья была вам полезна!


Оксана ЖЕВНЕРОВА, HR-менеджер ЗАО «Интеллектуальные системы»