«Вот они - наши уникальные и неповторимые возможности. С их помощью мы усиливаем свое положение на рынке труда в борьбе за привлекательную должность в достойной компании. Чем их больше у нас и чем они более качественные и редкие, тем сильнее, компетентнее и, соответственно, «дороже» считается специалист».

О том, что такое компетенции и зачем они нужны, рассказывает Оксана ЖЕВНЕРОВА, HR-менеджер ЗАО «Интеллектуальные системы»


Информация о компетенциях   полезна не только  соискателям в активном поиске. Если в целом вас устраивает ваша должность, но, вместе с тем, вы   задумываетесь о смене профессии, или компании,  то я рекомендую вам  эту статью. 


Как часто мы задумываемся  о том, что конкретно помогает нам достигать личного результата в занимаемой должности? И можем ли с ходу, быстро и лаконично ответить на этот вопрос?

К слову, рекрутеры  часто спрашивают подобное  на собеседованиях и важно быть к этому готовыми. Почему это важно? С одной стороны,  четкие ответы на вопросы  о компетенциях транслируют  высокую осознанность вас, как специалиста и глубокое понимание профессии. Это говорит о том, что личный результат в работе достигается вами  не случайно, а благодаря. Это внешний фактор – то, какое впечатление вы производите на других.

С другой стороны, фактор внутренний – наше личное самосознание. Разобраться с вопросом компетенций  важно, чтобы понимать «Кто есть Я»  - понимать  свои сильные стороны. При этом, знать, какие качества  можно было бы улучшить, или развить с нуля.

Обратимся к  определению - что такое компетенции?

Компетенции — это личностная способность специалиста решать определённый класс профессиональных задач.

Другими словами компетенции - это наши помощники, внутренние ресурсы. Наш опыт, знания, навыки. Наша интуиция, талант, харизма. Компетенции  можно и надо  развивать, если мы хотим изменений и развития.

Теперь давайте посмотрим, какие бывают компетенции и как их удобно классифицировать: 

 Интеллектуальные компетенции:

- Умение  добыть любую  информацию, которая необходима для выполнения задач;

- Способность извлекать  полезную  информацию из опыта коллег и руководителя;

Способность  разложить на составные части любую проблему,  определить причины, по которым  проблема возникла;

Умение извлекать  точную числовую и статистическую информацию из разных источников, осмысливать ее и правильно воспроизводить;

Привычка проверять  выявленные факты, быстро определять их минусы и плюсы,  устанавливать причины преимуществ и недостатков;

Способность придумывать необычные идеи, разрабатывать оригинальные предложения;

- Мастерство устанавливать  приоритеты и предвидеть любые изменения в работе;

Возможность видеть  далеко идущие последствия и всевозможные связи между событиями;

Осведомленность о ситуации в организации и способность, исходя из этого,  выявлять проблемы, опасности и новые возможности. Понимание, какой эффект могут  дать те или иные последствия в данной организации, в конкретном случае;

Информированность о событиях и изменениях, которые  происходят вовне компании. Способность сравнить с другими предприятиями  и  определить потенциально сильные и слабые стороны своей организации. Способность видеть влияние внешних факторов на свои решения и понимать, к  каким  последствиям все это может привести;

Умение вовремя  выявлять недостаточность собственной профессиональной подготовки и критически оценивать свои  личные возможности. При этом, постоянно пополнять и  эффективно использовать  новые знания в работе. Стремление к достижению уровня эксперта;


Личностные компетенции:

 - Способность  максимально быстро и самостоятельно адаптироваться (ориентироваться)  в новой (стрессовой) обстановке и оставаться при этом продуктивным;

- Опора на свое личное мнение и убеждение (не мнение большинства);

Правдивость, честность, доверие. Умение придерживаться  в сложных ситуациях своих принципов;

Сохранение спокойствия, уверенности и эффективности  в стрессовой ситуации при решении трудных задачи, или подвергаясь давлению со стороны собеседника;

Сохранение силы духа - на обиды и несправедливые замечания негативным поведением не отвечать;

Внимательность, четкость и аккуратность  при работе с детальной информацией, хранение информации в порядке;

Высокая самоорганизация своего времени и ресурсов;

Стремление изменить ситуацию к лучшему, предвосхищать события, помогать внедрять новое;


Коммуникативные:

 - Способность свои  мысли и идеи формулировать  ясно и лаконично;

 - Способность внимательно и бесстрастно слушать, создавая при этом такое впечатление: запоминаю и учитываю все ключевые моменты;

 - Способность говорить свободно, громко, четко и внятно. Обладание хорошей дикцией;

 - Умение отлично воспроизводить информацию (давать обратную связь четко,  конкретно, лаконично);

   Межличностные компетенции:

 - Умение быстро достигать взаимопонимания с коллегами, руководителем,  клиентами;

Способность убеждать других в своей точке зрения, приводить логичные и убедительные доводы;

 - Умение понимать эмоции и чувства других людей, их настроение;

 - Навык видеть и учитывать интересы других людей и действовать с учетом выигрыша всех сторон, которые участвуют в коммуникации;

 - Способность быть  гибким в ходе дискуссии, находить компромиссы и, при необходимости, пересмотреть  свою позицию (если тому есть объективные причины);

 - Умение настоять на своем, взяв, при этом, ответственность за ситуацию на себя;

 Лидерские компетенции:

 - Умение распределять задания между подчиненными так, чтобы достичь своевременного и качественного результата;

 - Навык четко делегировать  полномочия – понимать,  что может быть сделано другими, и что следует сделать самостоятельно;

  - Возможность быстро и качественно  контролировать и оценивает результаты работы сотрудников, а в случае необходимости помогать им и давать обратную связь;

 - Талант вдохновлять других  на достижение целей в тех  задачах,  которые невозможно решить без энтузиазма;

 - Умение побуждать к развитию других,  как непосредственно на работе, так и с отрывом от нее;

 - Понимание важности риска и открытость новому и неизвестному, если новые и рискованные идеи и шаги  обещают значительные улучшения ситуации; отсутствие панического страха перед неизведанным;

 - Готовность,  принимая любые решения, брать на себя ответственность за их результат;

 - Чутье в бизнесе (интуиция в управлении);

 - Энергичность и способность работать в высоком темпе и ритме, не оставляя по возможности горы нерешенных задач;

Демонстрирование  непоколебимого стремления к достижению целей и решительного устранения препятствий;

Постоянный поиск  и  готовность  взять на себя новые обязанности или дополнительную работу;


Уважаемые соискатели, если вы хотели бы работать в нашей компании, к примеру,  в должности специалиста по сопровождению, то следующая информация будет для вас особенно полезна и вот почему.

В сентябре этого года, в формате фасилитационной сессии (используя методы «Word café» и «Консунсус»), наши региональные сотрудники генерировали идеи, отвечая на вопрос: «Какие 7 самых главных компетенций специалиста по сопровождению помогают ему в решении сложных задач?»

 

На протяжении полутора часов мы четко фиксировали каждую мысль, внимательно слушали выступления и презентаций друг друга, создавали на фасилитационной доске кластеры идей и голосовали за наиболее важные из них, дискутировали и договаривались. 


И вот такая "семерка" лидирующих компетенций у нас получилась:

1.Стремление к  непрерывному саморазвитию, самообучению и бесконечной работе над собой;

2.Умение быстро находить компромисс и взаимопонимание с коллегами и клиентами;

3.Готовность брать на себя ответственность за любой результат;

4.Сохранение спокойствия, уверенности и эффективности в любой сложной и стрессовой ситуации;

5.Профессиональная грамотность и знания  в рамках должности и осведомленность о любых малейших изменениях;

6.Способность разложить на составные части любую проблему и проанализировать ее причины;

7.Юмор и обаяние – половина успеха;


Выбирая новое профессиональное направление, важно внимательно изучать и  «примерять» основные компетенции специалиста, которые оно предполагает. Примерить компетенции, значит задать себе вопросы в контексте изученной информации о конкретной должности, а затем честно самому себе на них ответить.

К примеру:

1.Выбранная мною должность предполагает публичные выступления. А я готов физически, эмоционально и интеллектуально работать с большой аудиторией? Какие компетенции, в частности,  нужны спикеру? Какие  из перечисленных компетенций уже есть у меня? Готов ли я развивать необходимые недостающие качества? Понимаю ли я, чего мне это будет стоить?

2.Я больше лидер, или ведомый? (в том случае, когда должность предполагает управление). А что такое лидерство? Какие лидерские качества есть у меня? Какие конкретные примеры из личной, или профессиональной жизни подтверждают мои лидерские компетенции? Я хочу и могу ежедневно разбираться в череде чужих проблем и брать на себя ответственность за любые результаты других людей? Скольких людей в своей жизни я вдохновил на новые идеи? Способен ли я обрабатывать за день большие объемы информации и анализировать их? Готов ли я рисковать и принимать сложные решения?


Что происходит в тот момент, когда я задаю себе четкие фокусирующие внимание вопросы? Я  анализирую и оцениваю ситуацию,  понимая «Кто есть Я» - каковы мои возможности и  мои шансы, а  что мне надо улучшить в себе для достижения цели.

Разложив  тему компетенций по полочкам, она уже не кажется такой размытой? 


А какой самой сильной и важной для вас  компетенцией вы хотели бы обладать? 

Спасибо за внимание!