Уважаемые соискатели, на испытательном сроке мы можем испытывать стресс, неприятные настроения, а иногда и сомнения в правильности своего выбора и собственной компетентности, как специалиста. 

Самые популярные вопросы, которые мы задаем сами себе в период адаптации: "Достаточно ли я хороший специалист?",  "Хватит ли моего опыта для работы в этой должности?" , " Смогу ли я "охватить" весь этот участок?", "Получится ли у меня?", "Будет ли мне интересно заниматься этими конкретными задачами?", "Правильно ли я поступил, выбрав эту компанию?", " Готов ли я работать под руководством конкретного человека?", "Хочу ли я оставаться в этом коллективе?", "Стоит ли мне продолжать испытательный срок, или правильнее уйти?" и т..д.

Испытательный срок - это серьезный вызов и  понимание того, что конкретно происходит со мной в период адаптации (на каждом его этапе) делает более эффективным получение новых знаний  и развитие новых умений и навыков. 

Для примера возьмем, так называемую, лестницу компетентности. 



Неосознанная некомпетентность (я не знаю, что я не знаю и не умею)

Оформляясь на работу в новую компанию, мы по праву считаем себя профессионалами – за плечами опыт и сильные качества, положительные рекомендации бывших нанимателей, реальные достижения. И на этом этапе мы не осознаем свою некомпетентность, как специалиста, в конкретной компании - не знаем, что мы еще не знаем и не умеем. Ведь подход к решению задач одной в должности, но в разных компаниях может существенно отличаться:

- могут быть разными инструменты и методы работы;

- не исключено наличие совершенно новых и незнакомых для нас функций;

- имеет значение стиль управления и личность руководителя;

- традиции и правила, принятые в коллективе, так же, играют важную роль;

Период неосознанной некомпетентности длится, как правило, от 1-го до 5 дней.


 Осознанная некомпетентность ( я знаю, что я не знаю и не умею)

На этом этапе мы уже понимаем, что без новых знаний и навыков нам не обойтись. Кроме этого,  возможно придется перестраивать (адаптировать) свои «старые» компетенции в новые условия. Мы осознаем и представляем масштабы предстоящей работы, понимаем, с какими сложностями встретимся, и это не может не настораживать.  Именно на этом этапе начинается, так называемый, эмоциональный шторм – естественная защитная реакция организма и ей подвержены почти все новые сотрудники  в период адаптации.  В этот период мы можем терять уверенность в себе, своих силах, в своем решении.  Мысли-сомнения посещают нас все чаще. Все увольнения на испытательном сроке происходят именно на этом этапе. 

Период осознанной некомпетентности длится, как правило, с конца 1-й недели и до конца 1-го месяца.

    

Осознанная компетентность (я знаю, что я знаю и умею)

Как правило, первая рабочая неделя носит ознакомительный характер, а вот, начиная со второй,  мы уже активно развиваем необходимые в новой должности навыки. С каждым днем мы становимся компетентнее и опытнее, а значит, увереннее в себе. Конечно, на выполнение некоторых операций нам, пока еще, необходимо больше времени, чем давно работающим сотрудникам компании, однако, по мере наработки опыта таких задач с каждым днем становится все меньше. Меньше становится и абсолютно новых функций – освоение участка постепенно подходит к завершению.

Этап осознанной компетентности начинается с конца 1-го месяца и завершается ко 2-му - 3-му, то есть, к окончанию испытательного срока.

 

Неосознанная компетентность (я не знаю, что я знаю и умею)

На  этапе неосознанного мастерства мы используем свои навыки в работе без особых усилий, не тратя время на долгие обдумывания. У нас уже нет никаких сомнений в собственной компетентности – мы уверенные в себе специалисты  и знаем, что сможем решить любую задачу на раз-два. При том, если задать нам вопрос: «Как Вам удалось решить эту сложную задачу?». Ответ будет таким: «Я просто взял и «на автомате» сделал это, для меня это не сложно».

Этап неосознанной компетентности начинается с конца 2-го - 3-го месяца (окончания испытательного срока), развивается около  6-ти месяцев и дальше.

 

Важно! Не используя в должной мере те, или иные свои профессиональные качества мы "скатываемся" по лестнице компетентности обратно вниз.  Например, забыли, как выполнить ту или иную операцию (долго не работали с программой), слишком волнуемся перед важными переговорами (долго не общались с клиентами). Однако, чем лучше перед этим был развит навык, тем меньше времени требуется, чтобы  вернуться на прежнюю позицию - на одну ступеньку выше. 


Уважаемые соискатели, желаем вам легкого покорения самых высоких вершин  и надеемся, что эта статья была вам полезна! 

Hr-менеджер компании ЗАО "Интеллектуальные системы" Оксана Жевнерова