идея -   Одинец Андрей Александрович, ведущий специалист по сопровождению

Автор: Обрядина Наталья Владиславовна, руководитель проекта



Со́лнце — является одной из звезд нашей Галактики «Млечный путь», она единственная звезда нашей Солнечной системы. Вокруг Солнца вращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники,карликовые планеты, астероиды, метеороиды, кометы и космическая пыль, и многое другое.

Солнечное излучение поддерживает жизнь на нашей планете Земля. Свет необходим для начальных стадий процессов фотосинтеза и определяет климат на планете. Свет Солнца – это жизнь. Из Солнца в составе солнечного ветра постоянно выбрасывается огромное количество частиц высоких энергий. Ученые планеты спорят: что же все-таки происходит на Солнце в действительности. Но самым важным и замечательным является то, что при протекании всех этих реакций выделяется энергия.


Работа людей в коллективе напоминает нашу Солнечную систему, описанную выше. Звезда, объекты системы, ветер, выделяемая энергия, все это позволяют системе жить. Убери что-то одно – и системы не станет. Или система станет какой-то… другой системой.

Энергия системы – это, как энергия самого Солнца – главной звезды системы, так и энергия всех людей: их знания (квалификации и компетенции), мечты, превратившиеся в желания и ставшие целями, цели, приведшие к успеху и достигнутые через реализацию поставленных задач.   То есть маленькие и различные частички энергии каждого человека с неодинаковыми знаками и массами, которые и образуют огромную энергию всей системы.

При управлении различными проектами – ты видишь и имеешь различные системы, со своими звездами, объектами, ветрами и энергиями. И чтобы успешно привести к намеченному результату эту систему, тебе необходимы практические знания в управлении процессами: прагматичное умение контролировать баланс и умение предвидеть и предупреждать риски, очень ответственное умение планировать время, как свое, так и других людей, амбициозное умение видеть и главное умение достигать цели, практическое умение разделять процессы на задачи, ответственное умение реализовывать эти задачи, и многое-многое другое. Это твои квалификации и компетенции. Также ты должен стать немножечко звездой и светить. Это твои мечты. Но самое главное – уважение к другим, к их знаниям и умениям, желаниям и поступкам. Тебе необходимо, прежде всего, уметь создавать возможность светить другим звездам, а планетам и их спутникам беспрепятственно двигаться по своим орбитам. И создавать возможность любому объекту системы в какой-то определенный момент также становиться звездой. В этом твой успех.

При запуске нового проекта – речь всегда идет о чем-то уникальном, имеющем конкретные цели и задачи, ограниченном по срокам, ресурсам и финансам. Важнейшим аспектом необходимо выделить, что для менеджера - руководителя проекта ИТ сферы невозможно эффективное управлять более чем двумя-тремя проектами одновременно. Рекомендации и мои, и моих учителей, и моих коллег.


Что необходимо знать и уметь руководителю проектами (РМ - Project manager)


Сегодня в мире существуют и активно используются различные структуры управления: функциональная организация управления, матричная структура управления (выделяют – слабую или сильную матрицы управления), проектная структура управления. В зависимости от структуры управления – руководитель проекта (РМ) наделен соответствующими правами, обязанностями и полномочиями.


«Классический» алгоритм движения руководителя проекта (РМ) в любом проекте по методологиям Agile:

Определить, как будет строиться планирование проектом, и в какой структуре управления будет находиться проект.

Собрать и финализировать требования, быть готовым, что требования могут изменяться.

Сформировать и утвердить (согласовать) концепцию проекта.

Принять решения о необходимых покупках проекта.

Определить команду, и желательно оценить команду – составить «Звездную карту» команды.

Создать WBS (иерархическую структуру работ) проекта.

Создать перечень действий команды (Activity list).

Оценить требуемые ресурсы – здесь также пригодится «Звездная карта» команды.

Оценить продолжительность действий и стоимость. Сформировать расписание.

Создать/получить бюджет.

Спланировать и создать метрики качества – для оценки завершенности проекта.

Создать план улучшения процессов.

Распределить Роли и ответственности.

Создать план коммуникаций.

Спланировать управление рисками, идентифицировать риски (качественный, количественный анализ), спланировать реагирование на риски.

Все повторить. И самое главное – после выполнения всех действий, перечисленных выше – главная задача РМ – удержать проект в треугольнике:


Но как вы все конечно понимаете – на практике все выглядит несколько иначе.

Я бы хотела рассказать о двух проектах, которые на сегодня осуществлены мной и практически завершены в нашей компании. Под «завершением» я понимаю не окончание процессов проекта, - а передачу проверенных и отлаженных механизмов для использования всему коллективу компании. Речь будет идти о проектах «Переносы данных РОО\Центры в УБУ» и «ИС: Учет питания учащихся 8».

Хочу, прежде всего, сказать – мне всегда везло с людьми, будь то коллективы, в которых я работала, или коллективы организаций, переданных мне на абонентское обслуживание, когда я работала сотрудником группы Сопровождение. Повезло мне и с командами проектов, иначе бы мы не достигли таких результатов, каких мы достигли сегодня.


Проект «Переносы данных РОО\Центры в УБУ», который актуален и сегодня, возник как-то незаметно из проекта «Зарплата УБУ 8 в РОО».

Конечным результатом проекта «Зарплата УБУ 8 в РОО» стало создание реального примера переноса данных с максимумом функционала, необходимого Клиенту для полноценной работы, создание инструкций, кейсов для всех заинтересованных лиц с подробным описанием, как и каким образом происходит перенос данных из одного модуля в другой, начальная настройка модуля УБУ для последующей дальнейшей работы сотрудниками  самостоятельно.

Основными и достигнутыми целями проекта являются анализ и выявление максимальных возможностей  для переноса сотрудниками Разработчика данных и объектов из модуля "ИС:Бюджет.Зарплата и кадры (FoxPro)" - справочников сотрудники (ФИО, карт-счета, страховые номера), должности (в последующем необходимо лишь назначить ставки), суммы для начисления в последующем больничных листов и отпусков, данные для персонифицированного учета, данные по подоходному налогу, данные о назначенных пособиях, также и  другие данные  для участия в последующих начислениях и удержаниях. Было принято решение загружать базовый справочники Виды расчетов, за основу которых принято использовать справочники Видов расчета таких организаций, как РОО, ОК, колледжи, институты, школы и т.п.

Инициатором проекта «Зарплата УБУ 8 в РОО» являлся Семён Михайлович Колчинский. Была создана команда из сотрудников: Андрей Александрович Одинец – один из главных постановщиков задач вместе со мной, архитектор, Екатерина Николаевна Бурцева – тестировщик, консультант по всем «сегодняшним» на то время «узким местам» ПО, постановщик задач, Моисей Николаевич Сацута – тестировщик, постановщик задач, консультант «как надо», а надо как "в FoxPro". Разработчиком на старте проекта была Ольга Петровна Маспанова, затем в связи с её занятостью другими важными задачами, основную роль по созданию и изменению ПО проекта стал выполнять и выполняет в настоящее время и довольно успешно Александр Николаевич Демидович. Аналитиками во всех спорных моментах, вопросах, решениях были Олеся Алексеевна Долидович и Татьяна Николаевна Нейшлотова. Я лично хочу выразить огромнейшую благодарность этому первому составу проекта – без вас, народ, я, да и мы, не справились бы!

    Затем у нашей компании возникла необходимость переносов данных «больших размеров» в модуль «ИС:Управление бюджетным учреждением 8» из ПО «ИС:Бюджет 7.7. Зарплата и кадры» и «ИС:Бюджет 7.7. Бухгалтерия». Мы очень благодарны разработчикам: Оксане Степановне Митевой, Алесе Ивановне Сергеенко, Елене Владимировне Парамоновой, Ольге Леонидовне Осиповой. Обработки созданы, отлажены, и пользоваться ими может любой из сотрудников!

Также в текущем году мы написали обработки переносов из модуля «ИС: УБУ 8» в модуль «ИС: УБУ 8»! Разработчики: Юлия Сергеевна Дыма – обработка ей была создана ранее, затем обработку «поддерживает» уже с учетом сегодняшних требований - Сергей Васильевич Василевич (участок «Бухгалтерия»), и Александр Николаевич Демидович (создана абсолютно новая обработка по переносу для участка «Зарплата»).

И… на сегодня мы загружаем данные из любых сторонних систем! Мы оптимизировали этот процесс – данные готовятся в виде определенных отчетов, которые выгружаются из стороннего ПО, – зависит от участка переноса сотрудниками групп Сопровождения, Внедрения. Таким образом в группу Разработки поступают лишь файлы, из которых необходимо произвести непосредственно саму загрузку, а по модулю «Зарплата» - данные преобразуются в файлы определенной структуры, которые «понимает» наша обработка загрузки, и любой сотрудник может их загрузить самостоятельно.


Проект «ИС: Учет питания учащихся 8».

Проект «ИС: Учет питания учащихся 8» появился для скорейшего создания нового программного продукта, названного «ИС: Учет питания учащихся 8», цель которого была  обеспечивать  обмен данными по начислению сумм оплаты за питание детей между учреждениями образования  на местах (школы и детские сады) и централизованными бухгалтериями отделов (управлений) образования и выставлению этих сумм в пространство ЕРИП. Проект имеет собственный интернет-ресурс, с размещенными там данными, поддерживает обмен данными с ПО «ИС: УБУ 8» с помощью многочисленных различных обработок и http соединения.

Разработчиками этого программного продукта являются: Александр Владимирович Губанов и Сергей Васильевич Василевич. Инициатором проекта являлся Иван Анатольевич Сайко. Воплощающими в жизнь: Иван Анатольевич Сайко, Екатерина Николаевна Бурцева, Кирилл Владимирович Гончаров, Андрей Геннадьевич Шувалов, Александр Геннадьевич Шибаршин, Ольга Игоревна Бондарева, Светлана Ивановна Павлович, Андрей Николаевич Климович. Мы выражаем огромную благодарность за настойчивость - инициатору проекта, за безупречность кода - разработчикам, за стойкость духа и терпение при внедрении - людям, которые это все воплотили! Сегодня (за полтора года) это: 9 юрлиц (Отделы\Управления образования\Центры), в них - 106 подразделений ( в основном городские школы) и 23000 элементов записей о детях, в каждой из баз (интернет-ресурс + «ИС: УБУ 8). А с сентября – новые организации очень заинтересованы работать в этом направлении.

Внедрение ПО проходило в рамках абонентского обслуживания поэтапно, что позволило сэкономить значительные средства на внедрение. Сервис, реализованный в ПО, позволил ежедневно автоматически создавать документы для заполнения детей, питающихся в учреждениях образования,  позволил создавать и выбирать приемы пищи, устанавливать их стоимость, автоматически производить расчет общего количества питающихся детей, стоимости съеденного за день. Передавать эту информацию для начисления оплаты за питание в бухгалтерию. Произведен бесплатный перенос всех данных (списков школ, учителей, детей) с использованием специально созданных обработок.

Дополнительным положительным моментом является то, что обработки по переносу позволили в сжатые сроки загрузить необходимую информацию в ПО. Временные затраты на заполнение и проведение документов составляют несколько минут и значительно позволили сократить время, затраченное бухгалтерами на осуществление операций. ПО проекта доработано с учетом пожеланий и замечаний, полученных от организаций и от наших сотрудников.

Выше по тексту «курсивом» написаны «сухие» фразы о функционале продуктов, за которыми стоят различные люди, их труд. Страницы написанного и отлаженного кода, работающего и переведенного на УФ. Собранные и финализированные требования, но при движении команды вперед, требования в связи с пожеланиями коллег и клиентов изменялись. Записывались заново, и заново дописывался более совершенный код. В команду постепенно добавлялись новые люди. Метрики качества также изменялись в связи с ростом «звездности» команды, с каждым днем мы знаем и умеем больше, обладая разумом, эмоциями и желаниями, учимся у коллег, учимся сами, и, следовательно, хотим лучшее качество программного продукта. «Этот процесс и называется проектом», хочется дописать «, детка!». Итерация за итерацией, а при необходимости повтор, - методологии Agile. И только тогда, когда повторять будет нечего, ну почти, нужно передавать проверенные и отлаженные механизмы для использования всему коллективу.


  И хочу еще остановиться, скажем обратить ваше внимание, на тему «Команда проекта». 

Том Демарко считает, что есть только четыре основных правила менеджмента программных проектов:

1.    Найти нужных людей.

2.    Дать им ту работу, для которой они подходят лучше всего.

3.    Не забывать о мотивации.

4.    Помогать им сплотиться в одну команду и работать так и дальше.

Дoн Тэппинг считает, что в развитии команды необходимо выделять четыре этапа:

1.    Формирование и начало совместной работы – объединение (Forming).

2.    Конфликты, разногласия – противостояние (Storming).

3.    Нормализация, становление –(Norming).

4.    Работа в полную силу – отдача (Performing).

Работа в полную силу – это команда 4 уровня зрелости.

Достигнув данного этапа, команда начинает с относительной легкостью выявлять и решать любые проблемы. В этот период происходит следующее:

·         члены команды изменяют свое поведение в положительную сторону;

·         промежуточные результаты достигаются раньше, чем ожидалось;

·         сотрудники обучают и поддерживают друг друга.

Иногда добавляется и пятый этап, который возвращает команду из последней стадии в начало - (Reforming).

Можно скопировать продукт или услугу, но проделать это с квалификацией сотрудника невозможно. Квалификация – это то, что вынуждает конкурентов наблюдать со стороны, как вы становитесь профессионалами, будь то отдельный специалист, команда или компания.

Я всем желаю в своей профессиональной жизни иметь среди коллег команды только 4 уровня! И повторюсь снова. Самое главное в управлении, кроме того, как быть самому «звездой» и «светить», – это уважение к другим членам команды, к их квалификациям, к их знаниям и умениям, к их желаниям и поступкам. Ты должен, прежде всего, уметь создавать возможность «светить» другим «звездам», а «планетам и их спутникам» беспрепятственно двигаться по своим «орбитам». И создать возможность любому «объекту системы» в какой-то определенный момент также стать «звездой». В этом ТВОЙ успех. А еще это будет успех ТВОЕЙ команды.