«Просто выбросьте мысли о самосовершенствовании и откройте сердце. Сальса все остальное сделает за вас», — Олег Игоревич Гребенщиков, руководитель группы Внедрения.



Беседовала Оксана Жевнерова – HR-компании



Олег Игоревич, в чем  особенность сальсы?

— Сальса один из самых сложных социальных танцев. Но в этом есть свой плюс – в сальсе не задерживаются случайные люди, которых удовольствие от танца и общения с другими людьми интересует не в первую очередь.


Почему  социальный ? 

   — Социум - это общество, а социальный, значит общественный. То есть социальный танец - это танец для всех, предназначенный, в первую очередь, для общения. 

Когда-то наши прабабушки и прадедушки приходили в деревенский клуб, там играли народные инструменты, все по очереди друг с другом танцевали - и это были социальные танцы. Когда вы сейчас приходите в клуб, и танцуете под современную музыку - это тоже социальные танцы. 

Разница только в том, что сальсу танцуют под латиноамериканскую музыку (например, под латиноамериканский джаз), которая имеет свой особенный ритм, а танец сальса отвечает на вопрос, как под эту музыку танцевать. 



Есть несколько видов и подвидов сальсы. В каком  танцуете вы?

— Да, сальса делится на два вида – линейную (когда партнер и партнерша в паре двигаются вперед-назад, периодически меняясь местами) и круговую (когда партнеры перемещаются относительно друг друга по кругу). Самые популярные подвиды линейной сальсы - Нью-Йорк (сальса-на-два), Лос-Анджелес (сальса-на-раз) и Пуэрто-Рико. Из круговой можно отметить колумбийскую сальсу. Часто сальсой называют стиль касино (так называемая кубинская сальса), хотя на самом деле это отдельный стиль, который называют сальсой в коммерческих целях (то, что называется словом “сальса” – лучше продается!).

Я танцую в стиле, у которого самые большие традиции в сальсе – это стиль Нью-Йорк. Считается, что этот стиль создан, чтобы показать партнёршу во всей своей красоте, поэтому в нём очень много движений, где партнёрша как бы элегантно дефилирует мимо партнёра. Партнер определяет, какое движение будет следующим, поэтому, как и в любом социальном танце, важным является умение «вести» (для мужчины) и «быть ведомой» (для женщины).


Где и когда возник этот танец?

— История возникновения сальсы очень простая.

Началось все с того, что в конце XV века Христофор Колумб открыл Америку. Остров Куба стал центром испанской колонизации, куда начали массово завозить темнокожих рабов из Африки. Параллельно, в другой части света, в Англии в народной среде возник танец контрданс, который затем попал во Францию. Из Франции этот танец попал на Гаити. Там местные музыканты добавили в ритмы контрданса своих красок. Когда на Гаити произошло восстание рабов, многие из французских колонистов бежали на Кубу. Некоторые из них открыли школы танцев и музыки. Французский контрданс стал популярен на Кубе, а местные музыканты начали добавлять в него что-то свое. Так, контрданс, постепенно, превратился в кубинский контрданс, а потом в дансон.


— Одновременно с этим на Кубе оказались французские негры, которые, как и в случае с Гаити, добавили своих ритмов в народную танцевальную музыку Кубы, в результате чего появился танец сон . При этом следует учитывать, что единственным легальным удовольствием для темнокожих рабов были танцы. Их танцы развивались на основе африканских ритмов вдали от Африки. В XIX освобождённые из рабства чёрные крестьяне начали приезжать в крупные города Кубы, где их  танцы и музыка смешивались с местными традициями. В результате возникла кубинская румба . Румба представляла из себя африканские ритмы, которые изменились под влиянием европейских ритмов. А еще она была не просто танцем, а социальным явлением – в городских рабочих кварталах жили по соседству представители разных народов, которые вместе работали, отдыхали, и танцевали. И, наконец, все это время на Кубе жили белые кубинские крестьяне, у которых была своя музыка, появившаяся на основе традиционного испанского романса — гуахира.

 Дальше события начали развиваться быстро. В начале XX века Куба стала местом отдыха для туристов из США. Для их развлечения на остров начали приезжать оркестры из Штатов, которые завезли на Кубу джаз и свинг. Местные кубинцы стали заимствовать новые ритмы, добавляя в них что-то свое . Так появились новые стили – вначале сон-монтуно, потом мамбо (это уже без 5-ти минут сальса) и ча-ча-ча. А в 40-е – 50-е годы XX века начался обратный процесс - мамбо и ча-ча-ча начали завоевывать США.

В  1959 году на Кубе, в результате революции, к власти пришли коммунисты. Множество кубинцев, в том числе музыкантов, бежали в США, а Куба, заложившая фундамент для появления сальсы, изолировалась от цивилизованного мира. В итоге сальса появилась на свет в США. Произошло это в конце 1960-х — начале 1970-х годов в цветных кварталах Нью-Йорка. Жившие в Гарлеме афро-американцы и латиноамериканцы смешали мамбо с соулом и фанком, сделав свою музыку не только музыкой, но и средством своего самовыражения в среде белых, в которой необходимо бороться за свои политические и социальные права. Значительную роль в этом сыграли эмигранты из еще одного латиноамериканского государства - Пуэрто-Рико.

 

— Смеси из множества стилей нужно было дать название, и им стало слово «сальса» – в переводе с испанского «соус», т.е. смесь и одновременно что-то острое, пряное и экзотичное.

Ко всему этому остается добавить, что в 1995 году известный танцор Эдди Торрес выпустил курс на видеокассетах для начинающих танцоров сальсы.  Это случайно совпало с тем, что в этот же период подешевели видеомагнитофоны, став общедоступным удовольствием. В результате чего курс облетел весь мир и стал первым «стандартом» танца сальса. Сейчас это стиль называется «сальса Нью-Йорк».


С чего началось ваше увлечение сальсой?

— До определенного момента я был человеком, убежденным, что нормальный мужик в танцы не пойдет. В свободное от работы время он выберется с друзьями на природу, сделает шашлык, поговорит о футболе и политике, ну и так далее, что там по сценарию. И не известно, сколько бы я жил такими стереотипами. Но однажды на работе устроили корпоратив с банкетом. В определённый момент, когда моё состояние уже было достаточно корпоративным, одна из моих коллег подошла и воспользовалась этим. Она предложила пойти заниматься какими-то танцами. И я сказал ей “Да”. Если бы не корпоративное состояние, я бы ни за что в жизни не согласился!

На следующий день я об этом начал жалеть. Но решил, что деваться некуда, мужик сказал – мужик сделал. Схожу на танцы пару раз для вида. 

Но еще до перового занятия по сальсе моя коллега заманила меня на сальсатеку в клубе Алькатраз (сейчас ее уже нет). То, что я там увидел и услышал, поразило меня. Настолько сильно, что не отпускает до сих пор. Коллега, кстати, потом сальсу бросила.


Где в Минске научат танцевать сальсу? 

— Есть танцевальные школы, где вас научат сальсе, и вечеринки, где ее можно потанцевать. На одной из вечеринок даже практикуется бесплатный урок для новичков – это сальсатека Винтажные грувы . Что касается школ – не буду прямо никого рекламировать, всю информацию можно найти через Googlee. Думаю, сальсатеки сейчас есть практически во всех крупных городах на земле.


А где танцуете  вы?

— В Минске я стараюсь не пропускать уже упоминавшуюся сальсатеку Винтажные грувы.


Как часто?

— Сальса это такая штука, для которой не нужно настроение. В смысле, даже когда оно плохое, ты приходишь танцевать, и настроение моментально исправляется в самую лучшую сторону.   Вопрос систематичности – всего лишь совокупность частоты социальных вечеринок и свободного времени.


Что важно сразу понять, прежде чем учиться?

   — Запастись терпением. Понадобиться от нескольких месяцев (для партнерши) до пары лет (для партнёра) , чтобы начать танцевать более менее нормально. 


Какие плюсы у занятия сальсой?

   — Научитесь красиво двигаться, получите возможность заводить новые знакомства и путешествовать. Ведь по всему миру проводятся сальса-фестивали, на которые, умея танцевать, можно приехать, получить удовольствие от танца и обзавестись новым кругом друзей. 




- Для того, что-бы научиться танцевать сальсу, нужно три вещи:

1. Любить музыку, под которую танцуют сальсу.

2. Быть терпеливым человеком.

3. Любить людей.

Если чего-то из этого нет – вы потерпите крах. Но если все это есть – не думайте, записывайтесь на уроки сальсы.


Олег Игоревич, спасибо за интервью! Желаем успехов на танцполе!

— Спасибо, Оксана.